Каждый ребенок - художник

/Продолжение о применении нетрадиционных техник рисования в детском саду/

SAM_0676

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.А. Сухомлинский

Каждый ребенок — это отдельный мир со своим видением окружающего,  своими чувствами, своим языком художественных изобразительных средств, под этот язык не подделаешься, сколько бы не пытался…   Нельзя ломать детский язык сказочного видения мира, а надо создать условия для его развития  и лучшее средство  - рисование. Все дети очень любят рисовать.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов: это мелки, краски, уголь сангина, пастель, и другое. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами, и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это, как известно, процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о настроении ребенка.

Рисовать можно что угодно и как угодно, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием. Он уверен, что получится и получится красиво.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то в нем сформируется «инфантильная восторженность». Чтобы вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, мы используем нетрадиционные способы изображения. Такое рисование раскрывает возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов.

Разнообразие изобразительных материалов делает рисование более привлекательным и интересным, а по мере овладения разными материалами формируется своя манера изображения.

Мы уже рассказывали здесь  какие техники нетрадиционного рисования мы используем на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

Рассмотрим еще некоторые техники нетрадиционного рисования, которые можно использовать с детьми дошкольного возраста.

Пальчиковая живопись

1.3.

Рисовать можно не только кисточкой или карандашом, но и пальцами, а также ладошкой. Для этого понадобится: густые краски, тряпочка, старая чайная ложка, старые тарелки или пластмассовые крышки, белая или цветная бумага.

Пальчиковый прием помогает ребенку почувствовать материал (гуашь, акварель) ее свойства - вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость.

Разлейте краски в старые тарелки. Размажьте их ложкой. Обмакивая различные части руки в краску, ставьте отпечатки на бумаге в соответствии с задуманным сюжетом.

Можно печатать подушечками пальцев, суставом согнутого пальца, боковой частью мизинца, большого пальца, кисти руки, ладошкой, проводить пальцем линии. При этом, получаются различные жуки, цветы, чудовища, осьминожки, забавные мордашки, утки, куры, петухи, лебеди, плоды, ягоды и многое другое.

1.1.

Прежде чем начать работу, сделайте на отдельном листе несколько отпечатков разных частей руки, чтобы понять, какие формы могут у вас получиться. Меняйте руки , чтобы отпечатки кулака изгибались в разные направления . Не опускайте палец в новую краску, пока насухо не вытрете его тряпкой.

2.2.

Рисование ладошкой

Ладонь обмакнуть в краску или обвести карандашом на листе бумаги по контуру. Каждый отпечаток надо дорисовать до образа, при этом оговаривая все рисовательные движения. Располагая ладони и пальцы в разных положениях, накладывая силуэты друг на друга, можно изобразить рыбку, медузу, петушка, птичку, рисовать на них забавные рожицы.

3.1

Рисование стеклянными или керамическими шариками

Приготовить большую коробку с низкими стенками на дно положить лист бумаги любого цвета. Окунуть шарики в краску и покатать их в коробке, и мы получим цветные линии, которые будут пересекаться в различных направлениях.

Монотипия  (абстрактная)

4.14.3

На стекле или пластике наносятся в беспорядке или по определенной схеме одна или насколько красок или тушь. Затем сверху накладывается лист цветной или белой бумаги сухой или смоченный. Лист проглаживается и аккуратно снимается, либо сдвигается. В получившемся рисунке можно увидеть разные образы. Можно использовать трафарет.

Рисование на увлажненной бумаге

5.3

Для рисования в этой технике понадобятся: емкость с водой, вата или поролончик, краски, кисточка, салфетка.

Увлажните бумагу ватой или поролончиком и разместите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Рисунок, нанесенный пальцем или кистью, смоченной акварельной краской или гуашью, либо акварельным мелком, расплывается, образуя нечеткие очертания.

5.4

Изображенное на рисунке выглядит пушистым и мягким. Получаются пушистые зверюшки, облака и растения, туманные и дождливые пейзажи, радуга, салют).

6.1

Граттаж (скобление по парафину)

Белую гладкую бумагу натереть свечкой и закрасить черной тушью или гуашью. А чтобы краска лучше ложилась, в нее можно добавить немного шампуня. Когда краска высохнет, острым предметом выцарапывают рисунок. Этим методом хорошо изображать ночной пейзаж.

Ниткография

7.2

1 способ:

Нитку, окрашенную краской, выкладывают на бумаге в произвольном порядке. Лист сгибают пополам и проглаживают. Разогнув лист, нитку убирают. Получается симметричный рисунок.

2 способ:

Окрашенную нитку в произвольном порядке уложить на лист бумаги, выведя конец нити за пределы листа. Лист сгибают пополам и, плотно придавив ладонью, вытягивают нить.

3 способ:

7.1

Уложить окрашенную нить на лист бумаги в задуманном порядке, вывести конец нити за пределы листа. Накрыв нитку другим листом бумаги, прижать лист ладонью вытянуть нитку. Прием повторить другими цветами. Этим способом можно изобразить букет цветов или абстрактный декоративный рисунок.

Кляксография

8.1

1 способ:

На лист бумаги наносится одна или несколько капель жидкой краски. Через полиэтиленовую пленку, стекло, бумагу капля придавливается и расползается.

2 способ:

На предварительно сложенный пополам и расправленный лист бумаги наносится одна или несколько капель жидкой акварельной краски. Лист сгибается пополам и проглаживается. В ее очертаниях можно увидеть какой-нибудь образ.

3 способ:

На поверхность гладкой бумаги наносится крупная капля. Умело

наклоняя лист бумаги, управляя движением капли, добавляя по необходимости краску, можно получить необычный рисунок.

Все перечисленные способы можно применить на влажном листе. Краска на нем расплывается, цвета смешиваются, образуя дополнительный цветовой эффект.

9.2

Рисование клеевой кисточкой

Краска тонким слоем размазывается по дну крышки. Кистью предназначенной для клея, берется небольшое количество этой краски.

9.3

Тыкая жесткой щетиной кисточки в лист бумаги, можно получить натуральное изображение лохматой шерсти, хвои, травы, волосы на портретах.

Набрызг

10.1

На лист бумаги положить трафареты. Жесткую кисточку или зубную щетку обмакнуть в краску, провести пальцем по щетине к себе. Лист покрывается мелкими брызгами. Используя несколько разных красок и убирая и переставляя трафареты можно получить декоративные рисунки и пейзажи.

Рисуем расческой

11.1

Дети выполняют фон, для которого также выбирается техника по сырому; цветовая гамма зависит от характера, образа дождя (солнечный, тихий, сильный, ливень и т.д.).

По влажному фону очень быстро наносят изображение деревьев, кустарников, домов и т.п.

Располагают лист вертикально, чтобы краски постепенно стекали. Не обязательно строго вертикально - допустимо диагональное направление; в этом случае меняется характер создаваемого образа.

11.3

Лист располагают горизонтально и по необходимости более четко прорисовывают какие-то отдельные детали.

Пока лист ещё влажный, проводят по нему в заданном направлении металлической расческой; зубчики расчески оставят следы на бумаге, имитируя отдельные капли дождя, если лист уже просох, на расческу наносят белила и ими имитируют дождь.

Рисование свечкой (восковые карандаши)

12.1

На белом листе свечкой наносят рисунок, а затем закрашивают акварельной краской. Движения кистью должны быть быстрыми и в одном направлении. Метод удобен для изображения зимних сюжетов и животных с белой окраской.

Печатание листьями

13.2

Листья с деревьев закрашивают краской, прикладывают к листу и придавливают через салфетку. Можно составлять различные сюжеты: листопад, деревья, кусты, насекомые, рыбы, морские животные, декоративные узоры, все, что подскажет фантазия.

Отпечатки мыльных пузырей

14.1

Таким способом можно сделать разноцветные отпечатки на 1 листе получить красивую бумагу для упаковки подарков. Широкая низкой посуде, смешать гуашь 2 столовые ложки моющее средство для посуды, 1 столовая ложка воду, 1 столовая ложка, полученную жидкость погрузить трубочку для коктейля и осторожно подуть виды, образующиеся пузырьки поднимутся края посуды опустить на них из бумаги. Пузыри можно аккуратно снять и уложить на бумагу. После высыхания получается изображение маленьких пузырьков.

Рисуем манкой

15.115.2

Манкой посыпают готовый фон, выполненный по сырому, манка впитывает краску.

Работа акварельными красками. Сначала манка прилипает к кисточке. Чем кисть более влажная, тем фактурнее работа. Акварельная краска пропитывает манку, постепенно окрашивая её. Данный эффект помогает изображать кроны деревьев, гроздья сирени, горы, дно моря, гроты, коралловые рифы, облака, оперение птиц, шерсть животных, дома различных конструкций. В качестве дополнения для контрастности используют гуашь.

Симметричное рисование

16.2

На половине листа рисуется изображение. Лист сгибается и проглаживается. Рисунок симметрично отпечатывается на второй половине листа. Можно дорисовать детали. Этим методом хорошо рисовать насекомых, букеты цветов, вазы. Портреты.

Рисуем бумажными салфетками

18.1

Выполняют фон, для которого цветовые отношения выбираются в соответствии с предполагаемой тематикой; фон выполняют в технике по сырому.

Наносят крупные цветные пятна в тех местах, где будут рисовать объекты.

18.2

Слегка смятыми бумажными салфетками промакивают цветные пятна. Смятые салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру: крону деревьев, шерсть животных, грозди цветов и т.д. Дорабатывают образ кистью, слегка корректируя рисунок. Самое главное, промакивать салфетками следует быстро, иначе теряется эффект текстурности.

Волшебная пленка

20.1

На влажный лист бумаги наносят крупные пятна, после чего его накрывают пищевой пленкой, её не разглаживают, наоборот, слегка сминают для того, чтобы образовалось большое количество вакуумных пузырьков, которые затем образуют пустые, лишённые цвета места на бумаге.

Плёнку оставляют на бумаге до полного высыхания, затем снимают. В итоге получаются вакуумные пузырьки, которые тонкой паутинкой покрывают лист бумаги.

Полученное изображение дорабатывают акварельными красками, тушью, гелиевыми ручками или цветными карандашами.

Рисуем с помощью соли

21.1

На лист бумаги, предварительно смоченный водой, наносят акварельные краски в любой колористической гамме.

Лист бумаги посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных пятнышек. Используя данный эффект, можно нарисовать любой пейзаж, натюрморт или декоративную композицию.

Первый этап связан с тем, что соль рассыпается хаотично. Задача ребёнка - увидеть в образовавшихся пятнах образ, подчеркнуть его характерные особенности, придать выразительности.

Второй этап направлен на то, чтобы показать зависимость образа от того, как рассыпана соль. Подчеркнем, рассыпают соль определённым образом. Горизонтальные движения по центру листа дают возможность нарисовать морской берег с его отражением в воде. С помощью горизонтальных движений по нижней половине листа получается морской пейзаж, поле, полевые цветы, тающий снег, деревянный стол, лужи и т.д. Соль посыпается вертикальными, фрагментарными движениями, даёт возможность получить изображения деревьев, садовых цветов, самых разных животных, архитектурных сооружений.

На третьем этапе дети самостоятельно планируют содержание рисунка и выбирают направление рассыпания соли.

22.3

Гризайль

На абстрактную монотипию наносится определенный рисунок. Это может быть декоративная роспись, пейзаж или натюрморт.

Рисование по точкам

24.1

Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки.

Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку. Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Смешной рисунок

25.2

Прикрепить лист бумаги на стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Дается задание нарисовать корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Каждый по очереди подходит с завязанными глазами дорисовывает недостающие детали.

 

Все рисунки выполнены детьми группы "Красная шапочка",  2012 -  2014 уч.г.