Консультация для родителей «Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения»

подготовила учитель-логопед Мельникова Т.А.

Все родители хотят, чтобы у их ребёнка была красивая и правильная речь. «Когда нужно начинать заниматься с ребёнком?» - часто спрашивают родители. «Заниматься» можно и нужно уже во время беременности, тем самым способствуя нормальному нервно-психическому и речевому развитию ребенка, так как эти основы закладываются именно в период внутриутробного развития плода. Уже на 5-ом месяце развития плод слышит и узнаёт голос матери. Поэтому общайтесь со своим ещё не родившимся малышом, рассказывайте ему короткие потешки и пойте колыбельные песни.

Малыш родился. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые отношения. На смену крику придёт гуканье и гуление. Необходимо постоянно разговаривать с ребёнком, когда одеваете, купаете, кормите его.

Мы намылим наши ручки,
Раз, два, три. Раз, два, три.
А над ручками, как тучки,
Пузыри, пузыри

В 3 месяца у ребёнка появляются протяжные и певучие гласные и звукосочетания агу, угу, ага.

В 4 месяца ребёнок определяет источник звука в пространстве, поворачивает голову на голос, музыку, стук. В это время ребёнку понадобятся звучащие игрушки.

К концу 5-го месяца у ребёнка преобладают гортанные звуки, похожие на [х], [г], [к], потом начинают появляться звуки похожие на [п], [м], [б], [т], [н]. Артикуляция этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышами. Потом появляются звуки похожие на [в], [ф], [с], [з]. Ребёнок начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть лепет.

В 6 месяцев ребёнок хорошо произносит слоги и цепочки слогов (ба-ба, ма-ма).

К 7 месяцам лепет приобретает социализированный характер. Мама должна говорить очень эмоционально, выразительно.

В 9 месяцев у ребёнка появляется модулированный лепет и лепетное декларирование. Можно играть с ребёнком в «Ладушки», «Сороку». Можно играть в пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи.

В 10 месяцев начинается период подражания. В разговоре с ребёнком не сюсюкайтесь, не ломайте язык, говорите красиво и правильно.

В 11 месяцев появляются слова «не», «да» с соответствующими жестами.

В 12 месяцев в речи нормально развивающегося ребёнка присутствуют 10-15 слов. Родители должны играть с ребёнком, читать стихи А. Барто, рассказывать сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывать картинки с изображением животных, читать двустишия:

«Мяу! Мяу – рыжий кот
Он у бабушки живёт».

В 14 месяцев можно услышать первые элементарные проявления инициативы в использовании слов. Увидев голубя, ребёнок произносит «гуля», курицу – «ко-ко».

В 18 месяцев у ребёнка в словаре уже 50-60 слов. Характерным для этого периода является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов.

В 2 года у ребёнка более двухсот слов и коротких фраз. В 2,5 года ребёнок использует сложносочинённые предложения.

В 3 годав словаре ребёнка более 1 тысячи слов. В этом возрасте исчезает смягчение всех согласных звуков, которые до этого момента можно было считать физиологической нормой. Может быть нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

В 4 года у ребёнка в словаре около 2 тысяч слов.

В 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи. Освоена группа свистящих звуков.

В 6 лет в словаре у ребёнка до 3 тысяч слов. Освоены шипящие и звук [п].

В 7 лет более 4000 слов, представлены все части речи. Ребёнок на уровне успешной речи овладевает грамматическим строем родного языка.

Все эти показатели имеют в виду развитие речи в норме.

Если ребёнок произносит звуки, заменяя их другими ([л]-[в], [т]-[с]) или вообще не произносит (лук – ук, Лена – Ена) необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Произвольное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать движения артикуляционного аппарата поможет артикуляционная гимнастика. Упражнения для неё подбираются целенаправленно (для свистящих, шипящих, сонорных звуков). Каждое упражнение выполняется не дольше 5 секунд. При затруднении надо вернуться к более простому материалу. Упражнения выполнять от простых к сложным.

В развитии правильного звукопроизношения очень хорошо использовать пальчиковую гимнастику.

На этапе, когда звук уже поставлен, родители могут разучить с ребёнком чистоговорки на заданный звук, скороговорки, коротенькие стишки.

Куда звук автоматизирован можно использовать игры на определённые звуки.

Читайте детям сказки, пусть они их пересказывают, при этом отрабатывается дифференциация звуков ([р]-[л] и др).

Особое внимание родители должны обратить на свою речь.

Она должна быть чёткая, выразительная.