Коррекционно - развивающая работа педагога - психолога

Шай М. С., психолог

Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.

Выделяют два направления развивающей работы с дошкольниками:

  1. Собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников
  2. Психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.

SAM_7277

Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.

Прежде чем организовать коррекционно-развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.

 

Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Для того, чтобы коррекционно-равзвивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно-развивающего занятия.

Общая структура коррекционно-развивающего занятия:

  •  Вводная
  •  Основная
  •  Завершающая

Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

В вводной части занятия используются:

  •  упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия
  •  игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.

Часть 2. Основная (рабочая)

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

SAM_7221

В основной части используются:

  •  элементы сказкотерапии, импровизации;
  •  игры на развитие навыков общения;
  •  игры на развитие эмоционального мира ребенка;
  •  игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения
  •  игры на развитие мелкой моторики
  •  рисование, лепка.

Часть 3. Заключительная

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Используются:

  • • упражнения и игры на напряжение и расслабление
  • • ритуал прощания, выход из сказки
  • • рефлексия занятия

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали) .

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:

• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)

• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему) .

Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).

Психологическая помощь организуется:

  • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК. 

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.