Любование природой - урок нравственности и доброты
В.П. Сивкова,
воспитатель группы "Дюймовочка"
Для чего нужно учить ребенка любоваться природой?
Как помочь ребенку почувствовать красоту и гармонию окружающего мира, разбудить в детской душе источники добрых чувств?
Где связь между любовью к природе и становлением нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка?
« Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни… Если воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному - вы не достигли цели воспитания.» К.Д.Ушинский
“… добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитать" .
В. А. Сухомлинский
Духовность - проявление духа в мире и человеке, объединяющее начало общества, выраженное в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных в религиозных учениях и практиках, а так же в художественных образах искусства.
Нравственность - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести.
На протяжении многих веков развития человеческой цивилизации возникала потребность в духовно-нравственном воспитании сначала ребенка, а после и взрослого. Так и в наше время духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Ведь духовность - это высшая ценность, качество, достижение человека. Существует взаимообусловленность духовно-нравственных ценностей. Ребенок, благодаря вложенной в него идее, может развиваться и достигать совершенства.
Альберт Швейцер: “Человека можно назвать нравственным только тогда, когда он следует лежащему на нем долгу оберегать все живое, что он в состоянии защитить, и когда он идет своей дорогой, избегать, насколько это возможно, причинять вред живому. Такой человек не задается вопросом, насколько та или иная форма жизни заслуживает симпатии к себе, или, насколько она способна чувствовать. Для него священна жизнь как таковая. Он не сломает сосульку, что сверкает на солнце, не сорвет лист с дерева, не тронет цветок и постарается не раздавить ни одно насекомое при ходьбе”.
“Природа – благодатный источник воспитания человека”.
Природу любят практически все, но бережно, внимательно относиться, к ней могут далеко не все. И перед воспитателем стоит задача – научить детей общению с природой, воспитывать бережное отношение к ней. Но, научить ребенка любить природу – задача нелегкая, здесь только беседами да чтением книг не обойтись.
В нашей группе ведется целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности, а не только по разделу ознакомление с природой.
Мы изо дня в день ненавязчиво учим детей подмечать все вокруг, всматриваться, любоваться, радоваться. Учим любоваться красотой осеннего неба, капелькой росы на ярком осеннем листе, учим слушать тишину и наслаждаться пением птиц.
Учим наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Мы не только знакомим детей с природой, но и учим бережно и внимательно относиться к ней.
Воспитываем у детей любовь к природе, которая подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Обращаем внимание детей на красоту природы в разное время суток и в любую погоду. Учим слушать шелест листьев, вдыхать ароматы осени, наслаждаться прохладой туманного утра.
“… любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности”.
Как писал В.А.Сухомлинский:
“……детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного…. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее. Чтобы сорвать цветок, надо вырастить десять. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей - важно только, чтобы за призывами следовал труд. Если ребенок чувствует, что рядом с ним люди, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соизмерять собственные желания с интересами людей. А это чрезвычайно важно для воспитания доброты и человечности… “
“Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой…”
Одной из главных задач, которые мы преследовали в занятии, являются: освоение духовных ценностей и потребностей, формирование эстетического вкуса ребенка, развитие его эмоциональной сферы; воспитание чувства доброты, сопереживания, а также чувства красоты и гармонии с окружающим миром Природы.
Нам в наследство достался мир, полный красок, мечты, доброты.
Нам под силу его сохранить, нужно лишь научиться ценить все богатства земной красоты!
Ты прислушайся к пенью дроздов, в руки теплую землю возьми,
Всех животных, жучков, паучков, лишь за то, что живые - люби!
Ты открой в своем сердце добро, за него ничего не проси.
Лишь тогда уничтожится зло - когда место найдется любви!
В.П.Сивкова
- 294 просмотра