О яблоньках и яблочках, осинках и апельсинках

Губицкая И.Н.

Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей. 

 /Л. Толстой/

Каждый родитель, нет-нет, да и задумается о будущем своего ребенка. Каким бы мне хотелось видеть своего ребенка взрослым? И вот в зависимости от этих представлений хорошо бы с самого раннего возраста развивать в детях те качества, которые необходимы будут им во взрослой жизни, т.е. составить некоторый план или точнее сказать выстроить определенную систему в  воспитании.

Главное определиться по-крупному, что мы ставим во главу угла: материальные ценности или духовные.

Если вы хотите видеть своего взрослого ребенка богатым,  успешным, чтобы добился власти, или стал важным политическим  деятелем, а девочку представляете себе известной моделью или женой миллионера, то вам надо развивать в детях в первую очередь умение хорошо “работать локтями” и “переступать через головы”, а иногда и “идти по головам”. Тут  только надо быть готовым  к тому, что первыми на пути к достатку и власти можете оказаться вы…

И как тогда поступят ваши дети? Можете ли вы быть уверены, что они сами вдруг станут добрыми, внимательными, щедрыми, милосердными по отношению к вам, если вы в них эти качества не развивали. Это вряд ли…

Трудно представить, что в одном сердце смогут ужиться желание властвовать и милосердие, желание добиться богатства любой ценой и щедрость, желание управлять людьми и сострадание, лицемерие  и умение сорадоваться чужому счастью, черствость души и умение увидеть того, кто нуждается в твоей помощи…

А если вы хотите видеть своего ребенка, у которого в сознательном возрасте будут  не только сформированы представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, но и жизнь свою он будет строить, согласуясь с этими представлениями, то здесь необходимо вкладывать в сокровищницу детской души совсем другие качества.

Ведь добродетели не вырастают вдруг, это всегда труд родителей, и терпение, и мудрость, и, обязательно, личный пример.

Когда начинать?

Тут все просто. Начинать можно с любого возраста, вот как только задумались о том, каким вы хотите видеть своего ребенка, вот так сразу и начинайте,   ибо лучше поздно, чем никогда, но все-таки лучше пораньше…

С чего начинать?

И тут все тоже не очень сложно.  Как показывает народная мудрость и известные педагоги все в один голос утверждают, что:

  • “Яблоко от яблони недалеко падает”.
  • “На осине не растут апельсины”.
  • “Каковы ветки, таковы и детки”.
  • “Воспитывать детей напрасный труд, они все равно вырастут похожими на вас – воспитывайте себя”.      /Английская пословица/
  • "Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца".        /В.А. Сухомлинский/

Вот, оказывается, как все просто: надо пересмотреть свое отношение к жизни, измерить глубину своей души, найти в своем сердце любовь и сострадание, щедрость и милосердие. А еще проверить себя на бескорыстность и жертвенность по отношению к своим детям. Потому, что растить и воспитывать  детей надо не для того, чтобы они нас в старости кормили и вернули нам что-то там на них затраченное, а для того, чтобы вырастить  и воспитать личность духовно богатого человека в уважении к нравственным нормам, умеющего принимать высоконравственные решения в реальных жизненных ситуациях.

Посмотрели, подумали и решили: будем хорошими!

Вот здесь начинаются сложности.

Почему важно обратить внимание сначала на себя и начать надо именно с себя? Потому, что практически все нравственное воспитание маленьких детей происходит на примере родителей.

Если родители лгут, сколько угодно потом объясняй ребенку, что лгать нехорошо, он будет лжецом. Если родители грубо обращаются со своими родителями, то можно долго и подробно рассказывать детям об уважении к старшим, дети вас не услышат. Если родители ругаются и употребляют грубые выражения, сколько хочешь потом ребенку объясняй, что это слово говорить нельзя, он все равно его будет употреблять. То же самое происходит всегда и везде. Если у родителей слова расходятся с поступками, то дети будут поступать не так, как их родители учат, но так как родители поступают.

Многим, к сожалению, просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Очень важно помнить, что за вами всегда, когда вы находитесь в поле зрения ваших детей, следят ваши любимые, драгоценные глазки и все прекрасно слышат ушки, которые всегда “на макушке”.  И не надейтесь, что увлеченный игрой малыш не услышит или не обратит внимания на то, что вы говорите по телефону, о ком и каким тоном. Если вы еще не поняли, что ваши малыши и малышки слышат и понимают гораздо больше, чем вам хотелось бы, естественно кроме тех случаев, когда  именно к ним обращаются замечания или запреты, то это чудесное открытие предстоит  вам очень скоро сделать. Это именно открытие, и восхищение, и удивление: “Надо же, совсем еще – кроха, а ведь все понимает?!”  Дети замечательные создания, даже самые маленькие,  они очень тонко чувствуют психологическую обстановку в семье  и очень хорошо улавливают малейшие оттенки вашего настроения, фальшивые нотки в речи. Поэтому надо быть очень внимательными  в своих словах и поступках  и, причем, всегда! Это – трудно. Трудно  быть, а не  выглядеть!

Мы воспитываем своих детей всегда, у родителей нет выходных и праздников. Процесс воспитания длится непрерывно до тех пор, пока дети не становятся взрослыми и не начинают жить отдельно, а иногда и гораздо дольше.

Воспитываем мы своих детей не только тогда, когда прогуливаемся с ними по парку - нарядные,  в прекрасном настроении, стараемся обратить внимание детей на каждую прекрасную бабочку, или на  необыкновенный цветок, шутим,  играем, в общем и целом  ведем себя как идеальные, современные родители, а и тогда, когда меньше всего об этом думаем. В очереди, в транспорте, в поликлинике…

Сухомлинский считал, что “незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает”.

Поэтому, так важно в первую очередь в семье сохранить нравственные и духовные обычаи, ценности, созданные предками. И еще важно осознавать, что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию, но нельзя отрицать и влияния детских  коллективов (детский сад, кружок  или центр развития дошкольников, подготовительные к школе курсы или друзья во дворе).

И все - таки, если ваши дети будут воспитаны  на семейных ценностях и традициях, в уважении к старшим, им намного легче будет устоять перед негативным влиянием окружающей их действительности, в которой повсеместно наблюдается кризис нравственности и духовности.

На страницах нашего сайта мы будем постоянно рассказывать  о теоретических аспектах воспитания, особенное внимание будем уделять духовно – нравственному воспитанию  и о той огромной, кропотливой работе, которая ведется в нашем детском саду  в этом направлении.

Но без вашей помощи, без вашей поддержки, без вашего понимания важности этого вопроса,  дорогие родители, нам трудно будет добиться ощутимых положительных результатов.

 

О воспитании милосердия    

Родительская педагогика. В.А. Сухомлинский 

О семейном чтении 

О почитании бабушек и дедушек  

Любование природой - урок нравственности и доброты