Творческое развитие ребенка

Все мы родом из детства…

А. Сент-Экзюпери

           Детство - важнейший период человеческой жизни,
 не подготовка к будущей   жизни, а настоящая, яркая,
 самобытная, неповторимая жизнь.
 И от того, как прошло детство, кто вел ребенка
 за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце
 из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит,
 каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Детское творчество получило сейчас всеобщее признание. Устраиваются конкурсы детских рисунков, проводятся смотры вокальных и танцевальных  ансамблей, детские стихи попадают на страницы “серьезных журналов”. Не вызывающая сомнения прелесть детских произведений, их своеобразие и   высокая художественность многих из них привлекают самое серьезное внимание разных специалистов: искусствоведов, психологов, педагогов.

Не так давно широко было распространено мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться.  Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

IMG_7308

Оказывается (и вся наша педагогическая практика подтверждает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, уже не вызывает сомнений.

Но что же считается основным в обучении творчеству?

SAM_0369

Прежде всего стало понятно, что ребенку необходимо  дать средства той деятельности, которой он начинает интересоваться. Если он занимается живописью, ему надо научиться элементарно пользоваться красками и кистью, уметь видеть цвет и форму предметов. Если он начинает сам сочинять стихи и рассказы, ему необходимы знания и практика овладения художественным словом и т.д. Сам ребенок не сможет найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества.

Но, оказывается, дать  только технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, да часто и взрослый остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить еще в свое произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

y_81f3a411

Необходимо дать детям основы того, что составляет эмоциональный мир любого художника, умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, цветам и самым простым предметам, которые нас окружают.

Ведь именно это сопереживание, сочувствие, умение представить или вообразить внутренний мир всех и всего создают неповторимую поэтичность сказок Г.Х. Андерсена, заставляют нас идти за героями “Синей птицы” М. Метерлинка.

Выяснилось, что можно дать детям уроки такого сочувствия и сопереживания, можно научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир таких прозаических и знакомых предметов, как лук, морковка, картошка. После таких специальных занятий рассказы детей приобретали эмоциональность, индивидуальность, приближались к действительно творческим произведениям.

Но есть еще один элемент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются потом в произведения.

Развитие воображения

 Воображение – основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

Считалось, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий.

???????????????????????????????

Однако, Л.С. Выготский, крупнейший психолог, уже в 30-е годы доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем из реальной жизни.

???????????????????????????????

Л.С. Выготский писал: “Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека”.

Поэтому и несправедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными.

Множество таких примеров можно найти в книге К.И. Чуковского “От двух до пяти”: “Море – это с одним берегом, а река – с двумя”, “Под кроватью живут мышкины птенчики”, “Что ли ножик – вилкин муж?”, “Собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не напали?” и т.д.

Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задачу традиционно и неинтересно.

И именно поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, “сензитивный”  возраст для развития воображения, как отмечал Л.С. Выготский, - это дошкольное детство.

Мир противоречив, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картину действительности, открыть новые ее законы.

Крупнейший педагог В.А. Сухомлинский полагал, что детям надо как раз показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых противоречивых ситуаций.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них, творческое воображение – это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь.

Условия для развития творческих способностей

Основным в обучении творчеству является создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей:

  • Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.
  • Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  • В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
  • В-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Данный подход является одним из наиболее прогрессивных, так как он подразумевает не просто не зависимое от взрослых раскрытие некоторых природных творческих возможностей каждого ребенка, а подчеркивает влияние среды на развитие творчества у детей. Кроме того, совокупность описанных условий, создание их в семье – это реальный путь помощи ребенку в развитии его воображения.

Психологи рассматривают две позиции взрослых:

  1. Пассивная позиция. Взрослый должен только создать некоторые условия, а затем уже как бы остаться в тени и просто не мешать свободному самовыражению ребенка.
  2. Активная позиция. Взрослые должны не просто не мешать развитию малыша, но активно помогать ему в этом развитии, формировать те механизмы воображения, которые обеспечат наиболее полное его развитие.

Взрослые, будь то родители или педагоги сами выбирают или определяют свою позицию или меру своего участия, в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей детей.

SAM_0322

Конечно, у каждого ребенка свои склонности, свои интересы, но очень важно помнить, что должно формироваться и нечто общее, общая творческая свобода, которая будет проявляться независимо от того, чем малыш будет заниматься в своей  уже взрослой жизни.

SAM_1500

Большое внимание этому уделяют ищущие и творческие воспитатели, стремясь в игре, во всех других занятиях разбудить фантазию детей, их творческую свободу.

Но это в детском саду, а что же дома?

С чего начать?

 

С чего начать развитие творческих способностей дома?

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают сами заявлять о себе. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает своих родителей с трех-четырех лет. К.И. Чуковский приводит запись вопросов, заданных четырехлетним мальчиком отцу в течение двух с половиной минут:

- А куда летит дым?

- А медведи носят брошки?

- А кто качает деревья?

- А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?

- А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?

- А куры ходят без галош?

Такие и подобные вопросы  задаются всеми детьми в этом возрасте.

Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от тех взрослых, которые окружают ребенка, прежде всего от его родителей.

В развитии познавательных интересов дошкольника существуют две основные линии.

  • Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника.
  • Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности

Детей трех-четырех лет интересуют в основном предметы и их свойства, и  вопросы у детей возникают соответствующие: “Что это?”, “Кто это?”, “Где он?”, “Чье это?” и т. п.

Детей четырех-пяти лет  интересуют действия с предметами, взаимодействия людей и предметов, их причины и цели, и характер вопросов меняется, дети спрашивают: “Почему идет дождь?”, “Зачем в каждую черешню кладут косточку?”, “Зачем доктор выслушивает больного?”, “Почему крыжовник натыкался булавками?” и т.п.

Старшего же дошкольника пяти-шести лет начинают интересовать обобщенные свойства предметов окружающей действительности, и вопросы детей усложняются: “Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?”, “Что такое бобыль?”, “Из чего человек сделан?” и т.п.

Естественно, отвечая на детские вопросы, беседуя с ребенком на разные темы, необходимо учитывать возраст ребенка. Необходимо постоянно ориентироваться  в том, чем интересуется  ребенок, а затем уже оказывать влияние на формирование его интересов.

любавушка

Выявить интересы ребенка можно с помощью вопросов, но непрямых: “Что тебе интересно?”, “О чем бы ты хотел узнать?”, а вопросов косвенных: “Что бы ты хотел делать в выходной день?”, “Какой подарок ты бы хотел получить (подарить)?”, “Чем бы ты хотел заниматься летом (зимой)?”

Для возникновения устойчивых интересов недостаточно познакомить ребенка с новой сферой  действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому.

LCReY68o_8s

А этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослым деятельность. Возникшее у ребенка при этом чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Главное разбудить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов, в усвоении новых знаний.

На фотографиях:

  • Любава и Злата Стефанские с мамой заняты изготовлением елочных украшений;
  • Вова и Ваня Смолины под чутким руководством бабушки готовят печенье к Рождеству для всей семьи.

Есть  еще  немало родителей в нашем детском саду, которые уделяют достаточно много внимания дома совместной деятельности с детьми. С удовольствием изготавливают поделки   к выставкам и конкурсам, проводимым в детском саду. И в быту стараются приобщать детей к посильным поручениям.  Детям ведь так нравится чувствовать себя взрослыми, заниматься делом для всей семьи. Трудно переоценить воспитательное значение такого семейного времяпрепровождения.  Это и накопление знаний об окружающем мире, и воспитание эстетических чувств, и духовно – нравственное воспитание.

Можно с уверенностью сказать, что совместная деятельность родителей и детей дома – это идеальная модель воспитания и  всестороннего развития личности ребенка, этому просто нет альтернативы!  Дети в таких семьях, растут чуткими, трудолюбивыми, внимательными и что немаловажно никогда не скучают, а всегда могут найти себе занятие по душе.

Игра в развитии воображения

Но накопление знаний – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

???????????????????????????????

Первые шаги в творческой деятельности делаются в игре. Значит, одно из важнейших направлений в развитии воображения дошкольника – это обогащение игр ребенка, включение в его игру творческих элементов.

Играя с ребенком, важно помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими нестандартными решениями.

Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка, не сравнивать детей между собой, хваля одного и принижая, стараясь подхлестнуть другого. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности.

SAM_0676

Внимательно присмотритесь к своему ребенку. Может быть, если он смелый и категоричный, уже можно прививать ему некоторую критичность к своим творческим продуктам. Если он застенчив и неуверен в себе, то лучше пока просто подбодрить и поддержать почти любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы  научить его задерживаться на одном задании, находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд. И наоборот, если в играх и занятиях вам трудно сдвинуться с места и ребенок увязает в бесконечных деталях, то лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее  пока в стороне.

Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка.

SAM_0339

Развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого малыша и строить все воздействие с их учетом.

Надо только самим взрослым расшевелить себя, разбудить свое, может быть уже уснувшее воображение, и тогда рука об руку с ребенком вы войдете в прекрасный мир неизведанного.

 

 Подробнее о развитии творчества у детей можно узнать из книги О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы "Чего на свете не бывает?". Издательство "Знание".