Доступная среда

 

Доступная среда

Паспорт доступности МБДОУ № 90 «Сказка»​      Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
     В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.
     Безбарьерная  среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды,включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
     Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является обной из важнейших в Российской Федерации. В ДОУ воспитание и обучение ребенка - инвалида ведеться по индивидуальным планам, утвержденным педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит общеобразовательная программа ДОУ.
    
 Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.
     Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
инвалидов.     Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-
     Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
 Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?    
     Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.
     Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?     
     • В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
     • При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.     
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?     
     Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
     Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера

 Инклюзивное дошкольное образование

  1.  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  2. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  3. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  5. Все люди нуждаются друг в друге.
  6. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  7. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  8. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

 

В настоящее время в ДОУ категорий детей-инвалидов по слуху и зрению, нуждающихся в услугах сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика и детей-инвалидов, нуждающихся в предоставлении образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому, инвалидов-колясочников НЕТ
Условия, созданные для воспитанников ДОУ, в том числе условия для детей с ОВЗ
         В ДОУ на данный момент дети с ОВЗ отсутствуют. Согласно Паспорту доступности – детский сад признан доступным частично для категорий инвалидов с нарушениями слуха и умственного развития, доступным условно для категорий инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и временно не доступным для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и инвалидов с нарушениями зрения. Однако, все мероприятия по устранению недостатков предусмотрены в плане ФХД на 2023 год.
       Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники.
       С целью реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечения воспитания, обучения и развития,  ухода и оздоровления детей в возрасте от 2 до 7 лет, в ДОУ создана материально-техническая база.
    Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами
и лицами с ОВЗ

          В МБДОУ № 90 «Сказка» 12 групп. В состав каждой группы входит: игровая, спальня, раздевалка, туалетная комната.  Группы оснащены оборудованием: мебель для детей (столы, стулья, кровати, игровая стенка, шкафы для раздевания), мебель для взрослых (стол, стул), дидактический материал и литература, материалы для поддержания санитарного состояния группы (шкафы для посуды, шкафы для хозяйственных нужд, стол для раздачи пищи) в соответствии с СП 2.4.3648-20​.
           В каждой возрастной группе Учреждения имеются игровые и познавательные центры для развития воспитанников в разных видах деятельности: двигательной, игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предметно-развивающая среда в МБДОУ регулярно обновляется в соответствии с современными педагогическими и художественно-эстетическими требованиями. В групповой комнате наряду с детской удобной мебелью (столы и стулья) находятся игрушки и шкафы для игрушек, детская мягкая мебель. В группах имеются детские музыкальные инструменты, научно-методическая и детская литература, оборудование для детского художественного творчества. Детский сад оснащен достаточным количеством мягкого и жесткого инвентаря, игрового материала и учебно-наглядных пособий. В раздевальной комнате имеются шкафчики для одежды. В раздевалке есть специально отведенное место для выставки детских работ по творчеству, стенд для родителей, содержащий советы о воспитании дошкольников, визитная карточка, информация о режиме дня воспитанников соответствующего возраста, расписание непосредственно образовательной деятельности.

Наличие объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
         Кабинеты для проведения практических занятий - это специально оборудованные помещения с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения.
          Кабинеты служат для создания необходимых максимально комфортных условий для развития личности детей дошкольного возраста. В кабинетах проводится непосредственно-образовательная деятельность  для детей, посещающих образовательное учреждение. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
          Кроме того, для организации работы с детьми в ДОУ имеются следующие помещения:
  • музыкальный зал и балетная студия (проведение музыкальных занятий, утренников, развлечений, просмотр и показ спектаклей, организация индивидуальной работы с детьми);
  • спортивный зал (проведение зарядок и физкультурных занятий, повышение показателей физического развития детей, расширение спектра двигательных умений и навыков); 
  • кабинет педагога-психолога и 2 кабинета учителей-логопедов, (проведение индивидуальной, подгрупповой работы с детьми, организация консультативной работы с родителями).

Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
          В МБДОУ № 90 «Сказка» нет библиотеки, но методический кабинет ДОУ оснащён учебно-методической литературой по программе «Истоки», периодическими изданиями: журналы «Старший воспитатель», «Музыкальный руководитель», «Справочник педагога-психолога», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ»,  «Логопед», детской художественной литературой.
Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
          В ДОУ имеются спортивный зал и два спортивных стадиона, которые обеспечены  физкультурным оборудованием, что позволяет разнообразить и увеличить количество упражнений для разных групп мышц, а также активно способствует поддержанию у детей интереса к организованной двигательной активности.
          Оборудование спортивного зала: гимнастические скамейки, шведские стенки, дуги для пролезания. В наличии большое количество спортинвентаря: обручи, скакалки, мячи разных размеров, гимнастические палки, канаты, мешочки для метания, мягкие модули.

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
          МБДОУ № 90 «Сказка» обеспечено необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
Информационные ресурсы детского сада:

  • Компьютером и принтером оснащены кабинет педагога-психолога и заместителя заведующего по воспитательно-методической работе, ксерокс в кабинете учителя-логопеда.
  • Музыкальный зал оснащен: музыкальным центром, пианино, мультимедиа, синтезатором;
  • В группах имеются магнитофоны, телевизоры, ноутбуками.
  • Книжный фонд и дидактический материал по всем возрастным группам достаточен и постоянно обновляется.

          Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
          Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
          ДОУ располагается в двухэтажном здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Условия  питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
          Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно–психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания  в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
          В ДОУ выполняются принципы организации рационального здорового питания: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приема пищи. Питание воспитанников осуществляется четыре раза в день непосредственно в помещениях групп, в специально отведенном месте. Каждая группа оснащена необходимым кухонным инвентарем (посуда, ведра, кастрюли, ложки, вилки, половники и т.д.), а также столами и стульями для детей. Раздача готовых блюд осуществляется с пищеблока. В еже­дневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы,  фитонциды. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаются овощные салаты, содержащие рас­тительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет до­биваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
          Для обеспечения медицинского обслуживания  детского сада оборудован медицинский блок, который включает медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Все помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием.
         Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
          ДОУ имеет выход в Интернет. Провайдер: «Трител». Имеется точка доступа WI-FI с парольной защитой. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обучающихся (воспитанников ДОУ) исключён. Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны для педагогов.
          Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
           Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ  обучающихся (воспитанников ДОУ), в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеются.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
           Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ —  отсутствуют.  

Нормативные документы доступной среды
•  Конвенция ООН о правах инвалидов
• Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»
• Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 года N 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения
• Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
• Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов (с изменениями на 29 декабря 2015 года)»
• Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 7 марта 2017 года)»