Шай М. С., психолог
Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.
Выделяют два направления развивающей работы с дошкольниками:
- Собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников
- Психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.
Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.
Прежде чем организовать коррекционно-развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.
Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.
Для того, чтобы коррекционно-равзвивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно-развивающего занятия.
Общая структура коррекционно-развивающего занятия:
- Вводная
- Основная
- Завершающая
Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
В вводной части занятия используются:
- упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия
- игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.
Часть 2. Основная (рабочая)
Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.
Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.
В основной части используются:
- элементы сказкотерапии, импровизации;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие эмоционального мира ребенка;
- игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения
- игры на развитие мелкой моторики
- рисование, лепка.
Часть 3. Заключительная
Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Используются:
- • упражнения и игры на напряжение и расслабление
- • ритуал прощания, выход из сказки
- • рефлексия занятия
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали) .
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:
• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)
• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему) .
• Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).
Психологическая помощь организуется:
- по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
- на основании результатов психологической диагностики;
- на основании рекомендаций ПМПК.
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
- 428 просмотров