Бугаева О.В.
Самоанализ эффективности работы педагога
Тема углублённой работы:
«Духовно-нравственное воспитание через художественную литературу»
Цель:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощение, поступать честно. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Вызывать интерес к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребёнка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Актуальность выбора темы связана с тем, что духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенькой духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное наполнение нравственного опыта, и обращение к духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное развитие и гармоничное формирование личности. В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребёнок.
В моей группе созданы условия для приобщения малышей к истокам родной культуры. Активно развиваю и поддерживаю интерес детей к традициям, обычаем, праздникам русской культуры через организацию непосредственной образовательной деятельности (в соответствии с ФГОС), в которую входят беседы, творческие задания, тематические занятия, фольклорные игры, утренники, посвящённые любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице и т.д.
Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой с детьми (подготовка декораций к театрализованной деятельности, создание подарков к празднику для друзей и родителей, самостоятельная художественная деятельность, беседы, обсуждения), которая направлена на самореализацию каждого ребёнка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром.
Чтобы оставить в душе ребёнка яркие впечатления о происходящих событиях, я использую разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорные игры, музыкальное сопровождение, театрализацию.
Непосредственное участие ребёнка в утреннике, посвящённому православному празднику, даёт возможность соприкоснуться с культурой и духовностью своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание - радость, удивление, восхищение.
Я и дети моей группы активно принимаем участие в православном празднике Пасха. Много лет мы сотрудничаем с Отцом Василием, настоятелем Храма Николая Чудотворца (п. Николаевка), который приходит к нам каждый год. Дети с ним охотно общаются. Всё это направлено на формирование основ нравственности у дошколят.
Особое место в группе отводится центру речевой деятельности, где имеется библиотека, в которой представлены сказки, картинки, детские энциклопедии, раскраски, иллюстрации. Каждый ребёнок имеет возможность взять понравившуюся книгу. Это даёт возможность осуществлять личностно-ориентированный подход.
В группе есть разные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный.
Детьми обыгрываются прочитанные произведения, что способствует закреплению знаний у детей, полученных в процессе образовательной деятельности, обогащению социального опыта, развитию детского творчества.
Наш детский сад сотрудничает с кукольным театром, театром «Больших Кукол», «Арлекино», «Буриме». Ежемесячно мы смотрим спектакли. Дети проникают пониманием и сочувствием к главным героям. Думаю, что, посещая театральные представления, духовный мир детей значительно обогащается и закрепляется художественным словом.
Большое внимание в моей работе уделяется взаимодействию с родителями детей, так как важность семьи неоспорима не только для отдельной личности, но и для государства в целом. Для более тесного взаимодействия с родителями использую как традиционные формы работы (беседы и консультации на темы: «Семейные традиции», «Выходные дни с пользой», «Значение книги в жизни ребёнка» и т.д.), так и иннновационные (обмен опытом за круглым столом о секретах семейного воспитания "Роль духовно - нравственного воспитания в семье" ).
Также проводила анкетирование родителей на тему: «Актуальность духовно-нравственного воспитания»; «Ребёнок и книга». Родители очень отзывчивы, охотно участвуют в конкурсах поделок и рисунков: «Как я провёл лето», «Золотая осень», «Осень в Крыму», фото-выставке «Я и моя семья», «Я патриот» и т.д.
Я с удовольствием делюсь своим опытом с коллегами. Являюсь наставником молодого специалиста Натальи Вахрушевой, студентки практикантки из института КИПУ Арабаджиевой Алиме. Участвую в педсоветах, круглых столах, посещаю городские методические объединения. Представила свой опыт работы коллегам на открытом просмотре педагогического процесса с использованием современных педагогических технологий «Интегрированная непосредственная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой в старшей группе».
Принимаю активное участие в жизни своего родного детского сада «Сказка» (роли на утренниках, выставки, презентации), являюсь членом творческой группы. Веду личную страничку на официальном сайте дошкольного учреждения доусказка76.рф
Работая над своей темой, я пришла к выводу, что углублённая и содержательная педагогическая деятельность, направленная на ознакомление детей с художественной литературой и на формирование умений выразительной интерпретации содержания художественного произведения в детской деятельности, способствует качественному становлению и совершенствованию личности.
- 578 просмотров