7 игр для развития речи по теме "Космос"

"Дай определение словам"

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Чем больше слов может подобрать ребенок, тем лучше

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Звезда (какая?) - …, Планета Земля (какая?)  - …, Космос (какой?) - …, Небо (какое?) - …, Спутник (какой?) - …, Космический корабль (какой?) - …, Космонавт (какой?)  - …, Комета (какая?) - …,  и т. д.

 

"Назови действия" 

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Можно использовать те же слова космической тематики или любые другие

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

 

"Четвертый лишний"

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Например:  тарелка, стакан, корова, чашка.

Ответ: лишнее слово «корова»  это – домашнее животное, а остальные слова обозначают посуду.

- Парусник, теплоход, звездолет, крейсер

- Звезда, самолет, комета, метеорит,

- Осень, весна, зима, ночь

  • Скафандр, платье, шорты, пальто
  • Круг, понедельник, квадрат, трапеция
  • Стол, утро, день, вечер,
  • Мяч, кукла, кубик, пятница
  • Диван, стул, лето, шкаф,
  • Вторник, среда, весна, суббота
  • Сатурн, Симферополь, Уран, Юпитер
  • Меркурий, Ялта, Севастополь, Евпатория.

 

"Игра в слова"

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку, развитие внимания

Ход игры:

  1. Я сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы?
  2. Вспомните вначале животных? Перечислите
  3. Предметы мебели.

II вариант игры

Послушай слова:  сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка.

Назовите слова, которые запомнил.

Есть ли у этих слов что-то общее (каждое слово начинается со звука С).

Придумай слова с этим звуком.

 

"Отгадай-ка"

(Можно играть всей семьей)

Цель:

  1. упражнять детей в составлении описательных рассказов
  2. развивать умение внимательно слушать товарища

 

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, какой он по размеру, цвету форме, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен.

В конце назовите для чего можно использовать?

 

"Что из чего сделано?"

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Следите, чтобы дети правильно называли окончания!

Ход игры:

  • Стакан из стекла – стеклянный
  • Нож из железа –…
  • Чашка из фарфора –…
  • Ваза из хрусталя – …
  • Ложка из дерева - …
  • Сковорода из чугуна - …
  • Банка из стекла - …
  • Деталь из железа - …
  • Блюдце из фарфора - …
  • Стул из дерева - …
  • Казанок из чугуна - …

 

"Отвечай быстро!"

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п.

Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

  • Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
  • высокий, прочный, кирпичный ... (дом)
  • рыжая, пушистая, хитрая... (лиса)
  • зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)
  • яркое, огромное, горячее …(Солнце)
  • быстрая, металлическая, летящая в космосе …(ракета)
  • прочный, гибкий, многослойный (подсказка: одежда космонавта) …(скафандр).