Дидактический синквейн в логопедической работе со старшими дошкольниками

 Мельникова Т.А., 

учитель-логопед

 

Логопедическая практика имеет в своем арсенале различные технологии. В своей работе я использую дидактический синквейн.

Синквейн в переводе с франц. языка «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения

Я выбрала эту технологию так как она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует развитию памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку лучше усвоить пройденный материал, обогащает словарный запас, развивает творческий потенциал ребенка.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. При его составлении ребенок учится выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам синквейна относятся следующие:

  • первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  • третья строка – три слова, слова действия, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

При составлении синквейна мы используем с детьми их рисунки, опорные схемы. Дети умеющие печатать создают синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений с опорой на схемы.

Примеры синквейна:

  1. Бабочка
  2. Летает, садится
  3. Красивая, легкая, яркая
  4. Мне нравится яркие бабочки
  5. Насекомое

  1. Мама
  2. Стирает, убирает
  3. Умная, красивая, добрая
  4. Я люблю свою маму
  5. Человек

 

Эффективность использования синквейна показывает результаты уже в конце 1-го года обучения.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволило мне гармонично сочетать в работе элементы трех образовательных систем: деятельностной, информационной и личностно-ориентированной, что очень важно в работе с детьми.