Дидактический синквейн в логопедической работе со старшими дошкольниками
Мельникова Т.А.,
учитель-логопед
Логопедическая практика имеет в своем арсенале различные технологии. В своей работе я использую дидактический синквейн.
Синквейн в переводе с франц. языка «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения
Я выбрала эту технологию так как она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует развитию памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку лучше усвоить пройденный материал, обогащает словарный запас, развивает творческий потенциал ребенка.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. При его составлении ребенок учится выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
К основным правилам синквейна относятся следующие:
- первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
- третья строка – три слова, слова действия, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
При составлении синквейна мы используем с детьми их рисунки, опорные схемы. Дети умеющие печатать создают синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений с опорой на схемы.
Примеры синквейна:
- Бабочка
- Летает, садится
- Красивая, легкая, яркая
- Мне нравится яркие бабочки
- Насекомое
- Мама
- Стирает, убирает
- Умная, красивая, добрая
- Я люблю свою маму
- Человек
Эффективность использования синквейна показывает результаты уже в конце 1-го года обучения.
Использование дидактического синквейна на занятиях позволило мне гармонично сочетать в работе элементы трех образовательных систем: деятельностной, информационной и личностно-ориентированной, что очень важно в работе с детьми.
- 296 просмотров