Воспитание потребности в здоровом образе жизни

cimg7853

Моргунова О.В.,

инструктор по физкультуре

Одной и первоочередных задач ДОУ и родителей воспитанников является приобретение опыта в формировании ценностей в здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формирование полезных привычек).

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку основ здорового образа жизни. Семейное воспитание дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с какими, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения им элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиеничных навыков.

Родителям важно побуждать детей к двигательной деятельности, регулировать их активность, хвалить стремление проявлять самостоятельность, волевые усилия. При этом следует учитывать двигательный опыт каждого ребенка, свойственный ему темп, уровень подвижности, природные возможности и способности.

В пределах активного двигательного режима ежедневная двигательная активность  составляет до 3- х часов для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего возраста, 4-5 часов – для старших дошкольников.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит:

«Здоровье – всему голова».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных  систем организма, закладываются основные черты личности.

Очевидны значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Что мы понимаем под ЗОЖ?

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение улучшение здоровья.

Физическое здоровье – это такое состояние организма, когда показатели основных физиологических систем пребывают в рамках нормы и адекватно изменяются в процессе взаимодействия всех органов и систем, их динамическое равновесие со средой.

Основные показатели физического здоровья:

  • нормальный или высокий уровень морфофизиологического развития ребенка (нормальное функционирование всех органов и систем организма, их рост и развитие), что выявляется и подтверждается антропо – биометрическими показателями (рост, вес, объем грудной клетки; работа сердца, дыхание, опорно – двигательный аппарат; осанка; состояние кожи; острота зрения; слуха, обоняния, вкуса);
  • отсутствие болезней или единичные заболевания (2-3 дня в год).

Для формирования здорового образа жизни у дошкольников родителям будет необходимо решить следующие задачи:

  • дать детям общее представление о здоровье как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
  • помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привить стойкие культурно – гигиенические навыки;
  • расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
  • формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивы укрепления здоровья;
  • создать развивающую среду – пространство самореализации ребенка (беговая дорожка, сухой бассейн, мячи, скакалки и др.)
  • направлять все усилия на развитие и закаливание организма ребенка;
  • развивать физические качества (скорость, силу, гибкость, выносливость и координацию);
  • формировать желание быть примером для своего ребенка.

Как можно повысить двигательную активность системно используя следующие формы организации детей:

  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры;
  • спортивные игры и упражнения (соответственно времени года);
  • самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно, в свободное время);
  • спортивные секции (по интересам);
  • туристические походы;
  • оздоровительный бег;
  • закаливания организма с помощью природных ресурсов (солнце, воздух, вода, снег, земля);
  • массаж точечный (по Уманской А.М).