Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Группа "Аленький цветочек"
Из опыта работы группы "Аленький цветочек".
Подготовила Лукьянова В.М.
«Я здоровым быть могу, сам себе я помогу»
Единственная красота,
которую я знаю – это здоровье
Г. Гейне
Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая; кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, спорте.
Формирование здорового образа жизни занимает важное место в нашем ДОУ. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то и будущее поколение будет более здоровым, развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Медико-профилактические: фитотерапия, витаминотерапия, фитонцид-терапия, ароматерапия, корригирующие гимнастики, массажи и самомассажи .
- Физкультурно-оздоровительные: гимнастики - для глаз, дыхательная, пальчиковая, корригирующие , подвижные и спортивные игры, динамические паузы, гимнастики-побудки, технология обучения ЗОЖ, физические упражнения, массажи и самомассажи, закаливающие процедуры.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: психо-гимнастики, игротерапия, проблемно-игровые тренинги, коммуникативная игра, арт-терапия.
Из направлений арт-терапии используем следующие: технологию музыкального воздействия (музыкотерапия), сказка-терапию, игра-терапию, цвета-терапию, смеха-терапию, песочную терапию.
Используем стационарное оборудование для укрепления здоровья, предлагая выполнять на них различные упражнения. В данном случае - лабиринт. Бегаем в нём, перелезаем, подлезаем, отжимаемся, перебрасываем через него мячи, шишки и т.д.
На турниках можно повисеть, покачаться, полазить. Вызывают интерес у детей и канаты.
Для профилактики плоскостопия, сколиоза, сутулости, подобрали и используем для упражнений разнообразный спортивный материал и нетрадиционное оборудование из бросового материала.
Мешочки с песком, с гречишной соломой, крышки разного размера, карандаши, каштаны, морскую гальку, ванночки с фасолью, грецкими орехами.
Массажные коврики, шнуры, мячи разного размера, диски, гимнастические палки, обручи, скакалки, кегли, кубики, кирпичи.
Упражнения профилактики плоскостопия с использованием шнура, платочков, крышек, карандашей, гимнастических палок.
Для профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья детей наряду с традиционными формами оздоровительной работы проводим с детьми самомассаж рук и ног, головы, точечный массаж (автор А. И. Уманская).
Самомассаж головы: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
Зрительные паузы и массаж глаз помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Ежедневно в своей работе с детьми используем пальчиковые игры. Систематические упражнения для пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения пальчиковых гимнастик, комплексы зрительных, дыхательных, корригирующих гимнастик, гимнастик-побудок, физкультминуток, динамических пауз,подвижных игр.
Самомассаж рук оказывает благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызывает ощущение легкости, внутренней радости
Интересные игры не только укрепляют детей физически, но и поднимают настроение.
“Дартс” способствует развитию глазомера, меткости.
Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивают многие заболевания. Дети узнали какие растения способствуют оздоровлению - это: фикус, герань, хлорофитум.
Фитонцид-терапия, арома-терапия, фитотерапия повышают иммунитет детей, предупреждают вирусные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём.
Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Дети узнают ромашку, одуванчик, крапиву, подорожник и рассказывают, как можно лечиться этими растениями, что лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся животные и птицы.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
- Регулярные прогулки на свежем воздухе;
- Экскурсии;
- Походы;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Водные процедуры;
- Фитотерапия;
- Витаминотерапия;
- Закаливание.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов.
Большое внимание уделяем гигиеническим средствам оздоровления, так как они содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие защитных сил организма, а именно:
- Личная гигиена
- Проветривание помещений
- Комфортный температурный режим
- Влажная уборка
- Режим питания
- Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни
- Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Активно способствуем привитию норм личной гигиены с самого раннего детства.
В нашей работе стараемся бережно относится к нервной системе детей, учитывать их индивидуальные особенности и интересы, по возможности предоставляем свободу выбора и волеизъявления, создавать условия для самореализации, ориентируемся на зону ближайшего развития детей.
Активно работаем с родителями, так как только в совместной работе с родителями мы можем прийти к хорошим результатам. Приглашаем их на совместные спортивные соревнования и праздники, экскурсии.
Через экскурсии в лес с родителями, прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.
В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
На родительских собраниях, индивидуальных консультациях, информационных стендах предлагаем картотеки различных гимнастик, советуем правильно оценивать здоровье детей , что помогает приобщать и родителей к здоровому образу жизни.
- 241 просмотр