Опыты на прогулке осенью

Опытно - экспериментальная деятельность на прогулке

Лукьянова В.М.,

воспитатель группы "Аленький цветочек"

SAM_8669

Ребёнок познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, развивает любознательность. А любознательность, как известно  -  характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком.

Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте  закладывается и формируется любовь к знаниям и исследованиям, а все это – хорошая основа для успешного обучения в школе.

Одним из способов практического взаимодействия с окружающей средой являются опыты. Опыты – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

 

Тема: Наблюдение за листопадом, осенними листьями, состоянием воздуха.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, устанавливать связи между живой и неживой природой. Учить делать умозаключения, развивать доказательную речь.

 

Ход опытно-экспериментальной деятельности.

SAM_8676

Опыт 1. «Зелёные и жёлтые листья».

Поместить лист между бумагой, прокатать скалкой, проследить отпечатки на бумаге.

Вывод: в зелёных листьях есть вещество - хлорофилл,  которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой, в жёлтых листьях его нет, значит,  лист  неживой, опавший, дерево его сбросило.

SAM_8680

 

Опыт 2. "Большие и маленькие листья клена."

SAM_8687

Рассмотреть два клёна: большое дерево, выросшее на открытом пространстве, где много солнечного света и влаги,  небольшое дерево, выросшее в тени другого дерева. Сравнить опавшие листья по размеру, определить с какого они дерева. С какой скоростью падают на землю.

 

 

SAM_8689

 

 

Вывод: крупные листья растут на большом дереве и опадают позже, мелкие – на дереве в тени и опадают быстрее, так как дереву не хватает тепла, влаги, солнца держат листья на себе.  Крупные листья падают медленнее, дольше кружатся, а мелкие – быстрее.

 

 

Опыт 3. «Холодный воздух».

Определение температуры воздуха  осенью с помощью воды. Смочить руку в воде, поднять, подержать.  Определить направление  ветра, температуру воздуха.

SAM_8693

 

Вывод: летом, после купания  в воде нам не было холодно, потому что было жарко, солнышко сильно пригревало, воздух был тёплым.  Осенью, мокрой руке стало холодно, потому что воздух холодный, так как солнце уже не греет так сильно. Холодней  руке с той стороны, с которой дует ветер. Так мы можем определить не только температуру воздуха, но и направление ветра.

 

SAM_8699SAM_8700

Следует отметить, что дети с большим удовольствием участвуют  в  исследовательской деятельности, которая способствует формированию практических умений и навыков активной познавательной деятельности, быстрейшему усвоению новых знаний о живой и неживой природе.