Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

 «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

 

3P2UL-Y8gT0

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

(В. А. Сухомлинский)

 

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Работая с детьми, я обратила внимание на особый интерес детей к театрализованной деятельности, и решила работать углубленно по теме:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Я понимала, что путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пройти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребёнка пережеванной «духовной пищей». Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации.
Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Я продумала, как организовать театрализованную деятельность.

В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • упражнения по дикции
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

В нашем  ФГKДОУ «Сказка»  мною были проведены следующие театрализации:

  • Музыкальная сказка с участием детей среднего дошкольного возраста «Под грибом»
  • Театр кукол с участием детей старшего дошкольного возраста «Теремок»
  • Музыкальная сказка с участием детей старшего дошкольного возраста «Снежная королева»
  • Музыкальная сказка с участием детей старшего дошкольного возраста «Красная шапочка»
  • Музыкальная сказка с участием детей среднего дошкольного возраста

«Волк и семеро козлят»

  • Музыкально-театрализованное представление с участием детей старшего дошкольного возраста «Новогодние приключения Маши и Вити»
  • Осенний утренник с участием детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка чудес»

Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я стремилась обогащать их  жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания.

Для достижения результатов поставила следующие задачи:

  • пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
  • использовать театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
  • формировать потребность у детей духовно – нравственно обогащаться через театрализованную деятельность;
  • развивать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

Я считаю, что для  достижения поставленной цели очень важна совместная работа с воспитателями.

Совместно с воспитателями проводим предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературных произведений. Это способствовало более рациональному использованию времени на занятиях. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Я придаю большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям: 

  • основы домашнего театра;
  • мастерство руководства игрой;
  • обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
  • совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я обратила внимание на следующее:

  1. Дети стали активнее участвовать в игре, проявлять инициативность.
  2. У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
  3. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  4. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
  5. У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
  6. У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные мною вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Я, как музыкальный руководитель, занимаясь театрализованной деятельностью с детьми,  получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности и полученных результатов.