Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(В. А. Сухомлинский)
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.
Работая с детьми, я обратила внимание на особый интерес детей к театрализованной деятельности, и решила работать углубленно по теме:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Я понимала, что путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пройти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребёнка пережеванной «духовной пищей». Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации.
Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Я продумала, как организовать театрализованную деятельность.
В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- упражнения по дикции
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
В нашем ФГKДОУ «Сказка» мною были проведены следующие театрализации:
- Музыкальная сказка с участием детей среднего дошкольного возраста «Под грибом»
- Театр кукол с участием детей старшего дошкольного возраста «Теремок»
- Музыкальная сказка с участием детей старшего дошкольного возраста «Снежная королева»
- Музыкальная сказка с участием детей старшего дошкольного возраста «Красная шапочка»
- Музыкальная сказка с участием детей среднего дошкольного возраста
«Волк и семеро козлят»
- Музыкально-театрализованное представление с участием детей старшего дошкольного возраста «Новогодние приключения Маши и Вити»
- Осенний утренник с участием детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка чудес»
Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я стремилась обогащать их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания.
Для достижения результатов поставила следующие задачи:
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
- использовать театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
- формировать потребность у детей духовно – нравственно обогащаться через театрализованную деятельность;
- развивать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Я считаю, что для достижения поставленной цели очень важна совместная работа с воспитателями.
Совместно с воспитателями проводим предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературных произведений. Это способствовало более рациональному использованию времени на занятиях. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Я придаю большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
- основы домашнего театра;
- мастерство руководства игрой;
- обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
- совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я обратила внимание на следующее:
- Дети стали активнее участвовать в игре, проявлять инициативность.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
- У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные мною вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Я, как музыкальный руководитель, занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности и полученных результатов.
- 451 просмотр