Специфика работы логопеда с детьми

Логопед Мельникова Т.А.

 «Специфика работы логопеда с детьми. Роль семьи в преодолении дефектов речи".


DSC02217

Правильное произношение

каждого звука и хорошо

развитый фонематический

слух – вот главные предпосылки

для правильного правописания.

К.Д.Ушинский

 

Логопедия - это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Логопедом проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  •       формирование правильного звукопроизношения;
  •       развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  •       совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух       звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  •       совершенствование грамматического строя речи;
  •       обогащение, активизация словарного запаса речи;
  •       развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

 

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий

со всеми детьми, на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе.

SAM_2882 Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно,  используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

                     Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  •       не ругать ребенка за неправильную речь;
  •       ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  •       не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  •       осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

.