"Готов ли мой ребенок к школе?" Консультация для родителей

Подготовила: Сивкова В.П.,

воспитатель группы «Дюймовочка»

 

Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш ребенок, зависит, насколько успешно он сможет ее одолеть.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался.

Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.

Физическая готовность:

- Родители будущих первоклассников должны понять, что школа очень серьезный, переломный этап для ребенка. Ребенок, привыкший много играть, двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Для детей семилетнего, а тем более шестилетнего возраста это большой труд. Чтобы ребенок смог преодолеть все трудности, требуется определенная зрелость всех систем организма. И в основе этого – здоровье. Больной, ослабленный, быстро утомляющийся ребенок столкнется в школе с большими трудностями.

Сохранить здоровье своего ребенка – основная задача и обязанность родителей!

Подорвать его легко, а вот восстановить, избавиться от различных нарушений очень сложно. Необходимо беречь здоровье ребенка. Беречь – значит, твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое.

Первое, что надо сделать при подготовке ребенка к школе, - объективно оценить его здоровье.

Как выглядит здоровый ребенок?

Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и двадцать минут заниматься внимательно, не отвлекаясь. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. Много ли таких здоровых детей приходит в школу? Увы, только 20 – 25 %. Для остальных, школьные нагрузки могут стать сложными, трудными, а порой и непосильными;

 Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание.
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

  • это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

  • важно не только учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки;
  • для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать;
  • чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
  • Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
  • Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия.

Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики:

  1. Лепка. Это очень полезно, причём лепить можно из разнообразного материала: пластилина, глины, солёного теста и пр.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольниковРодителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала.
  5. Конструирование;
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков;
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д;
  9. Нанизывание бус и пуговиц;
  10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов;
  11. Все виды ручного творчества. Научите детей всему, что умеете сами!
  12. Переборка круп: насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать;
  13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой;

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему "командные" роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу "неуправляемых" детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности!

Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Запомните: При подготовке к школе Вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

  • Постарайтесь не сравнивать достижения ребёнка ни со своими, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу).
  • Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

  • Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
  • Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
  • Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
  • Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
  • Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

Помните, воспитание детей – сложный процесс!

Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Чаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.