Ребенок и медиабезопасность. Консультация для родителей

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей в пространстве Интернет

Губицкая И.Н.,

воспитатель группы "Чебурашка"

Как организовать безопасность  детей в сети Интернет? Какие существуют Интернет-опасности?

Дети молниеносно осваивают все последние новинки – социальные сети, игры, программы. Интернет помогает им развиваться и учиться. При этом Интернет анонимен и трудно контролируем. Дети любознательны, у них еще нет того жизненного опыта, который позволил бы им определить обман и манипуляцию.

Очевидно, что без содействия взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам.

К сожалению, в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась  тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родители, не владея знаниями о возрастных особенностях развития своего ребенка, не проявляют должного понимания во взаимоотношениях со своими детьми.

Дети, которые не чувствуют любовь и понимание, находят их в виртуальном мире.

Очень многие родители не знают,  какие сайты посещает их  ребенок.  К тому же большинство педагогов и родителей недостаточно разбираются в инновационных технологиях и не владеют информацией о многих возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете.

Главный вред, по мнению родителей, связанный с использованием Интернета – это угроза снижения зрения.

И в качестве меры предосторожности родители либо ограничивают время проведения в Сети, либо вовсе запрещают ребенку пользоваться ею. Таким образом, старшее поколение игнорирует тот факт, что Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни и социума для наших детей.

Основная задача родителей и педагогов -  научить детей использовать пространство Интернет правильно.

Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и образовательного учреждения.

Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора.

Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно  на родителей  ложится ответственность  правильного выбора учебных программ,  контроля общения в сети, выбора компьютерных игр.

Если один из родителей позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает то же самое, не смотря на то, что многое услышано о вреде компьютерных игр.

Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность.

Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.

Освоение медиабезопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми.

Не секрет, что не все родители занимаются самообразованием, интересуются вопросами эффективного воспитания детей. Очень многие родители даже не знают, сколько времени может проводить ребенок у компьютера с учетом возраста без вреда для здоровья.

Родители в силу своей занятости порой забывают, что детям необходимо их внимание и любовь, а порой не умеют выразить  их по отношению к детям. На помощь должен прийти педагог-психолог.

Помочь родителям найти подход к ребенку, рекомендовать как вести себя, что бы ребенок поделился своими проблемами с родителем, а не с аудиторией пространства Интернет. Родители  должны помнить о том, что слишком строгий контроль со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка и явиться причиной сокрытия их деятельности в сетевом пространстве.

Как организовать безопасность  детей в сети Интернет?

Какие существуют Интернет-опасности?

К Интернет-опасностям можно отнести:

  • контентные риски (порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, нецензурные тексты);
  • нарушения безопасности (вирусы, трояны, спам);
  • онлайн мошенничество (фишинг);
  • коммуникационные риски (незаконный контакт, киберпреследование).

 

В каком возрасте следует разрешить детям посещение Интернета? 
Дети начинают пользоваться Интернетом во все более и более раннем возрасте.

Однако у тех, кто еще не достиг десятилетнего возраста, обычно нет навыков критического мышления, столь необходимого для самостоятельного посещения Интернета. Поэтому всякий раз, когда дети данной возрастной категории выходят в Сеть, родителям необходимо быть рядом и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали родители.

Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?

Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:

  • Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
  • Сколько времени дети могут проводить в Интернете.
  • Что делать, если что-либо вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
  • Как защитить личные данные.
  • Как следить за безопасностью.
  • Как вести себя при общении.
  • Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.

Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.

Родители, помните, только в совместной деятельности детей и взрослых, участвующих в воспитании детей  развитие медиаграмотности подрастающего поколения наиболее эффективно.

Только совместная деятельность поможет детям разобраться в  Интернет-опасностях, а значит, и поможет защитить их от этой самой опасности.