Ребенок в медиамире. Консультация для родителей

Губицкая И.Н.,

воспитатель группы "Чебурашка"

Интернет – помощник? Безусловно!

Интернет помогает нам учиться, творить и сотрудничать, помогает нам в таком сложном деле как воспитания детей, помогает нам практически во всех сферах нашей деятельности. Интернет может стать хорошим помощникам и нашим детям.  Однако нельзя забывать и о безопасности, иначе из помощника он может превратиться в угрозу, особенно для юных пользователей. Попробуем разобраться, когда Интернет – друг, а когда – враг.

Для того чтобы Интернет не стал врагом необходимо развивать у детей-зрителей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране.  Здесь, конечно  же, огромная  роль  отводится  родителям  –  первым  советчикам  и  консультантам  ребенка  в огромном медийном мире.

Сегодня значительно  актуализируется  проблема  развития  медиаграмотности  детей с раннего возраста.

Главным условием освоения медиабезопасности является совместная деятельность со взрослыми.

Согласно данным современных исследований среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет.  Так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь молодых родителей, в  особенности  мам,  которые  очень  загружены  домашней  работой.  Стоит включить ребенку телевизор, купить несколько дисков с интересными мультфильмами, и пару-тройку часов в день можно спокойно заниматься своими делами.

К трем годам у ребенка уже есть любимые мультипликационные герои, и понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков, а то и сотен раз… Иногда даже отказывается от традиционного чтения на ночь любимой сказки, лишь бы подольше посидеть перед «голубым экраном».  

К пяти-шести годам все тот же среднестатистический российский ребенок начинает осваивать  компьютер.  Конечно, родители стараются покупать компьютерные игры, которые носят развивающий характер.  Действительно,  с  их  помощью  можно  в увлекательной  форме  овладеть  азбукой,  постичь  тайны  устного  счета,  познакомиться  с другими странами и континентами, изучить иностранный язык и т.д.

Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как ребенок  сам  включает  компьютер,  пробует  войти  в  Интернет.  В  скором  времени,  как правило,  дети  и  родители  меняются  местами,  и  юные  компьютерщики  не  без удовольствия  и  с  плохо  скрываемым  превосходством  демонстрируют  родителям,  как найти тот или иной сайт, загрузить новую программу, «закачать» музыку или фильм и т.п.

Каждый заботливый родитель стремится, чтобы ребенок вовремя постиг азы чтения. Кроме красочных книг в детской библиотеке появляется и детская периодика – журналы, где  наряду  с  увлекательными  рассказами  и  стихами  можно  найти  познавательные  игры, позволяющие  развивать  зрительную  память,  пространственное  воображение,  логическое мышление.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром.

Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 часов, контактируя с различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40 минут в день.

В стремительном темпе нашей жизни катастрофически не хватает времени, чтобы поговорить со своим ребенком по душам, расспросить обо всем! Ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер.

Поэтому необходимо развивать у детей-зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. 

Здесь,  конечно  же, огромная  роль  отводится  родителям  –  первым  советчикам  и  консультантам  ребенка  в огромном медийном мире.

Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д.

Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.

Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете.

Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе.

Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.

Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.

Плотность семейного информационного пространства проявляется и во внутренних коммуникациях, которые обнаруживаются по поводу  домашних  обязанностей,  внутрисемейного  уклада,  использования информационно-коммуникационных  технологий.  Некоторые  семьи отличаются  высокой  информационной  культурой  ведения  домашней бухгалтерии, сохранности счетов, ценных бумаг, квитанций, наличия списков адресов нужных людей, баз деловых контактов. Однако в большинстве российских семей подобная информационная культура отсутствует.

О  качестве  информационного  пространства  семьи  говорят  такие факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры.

Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки. Исследователи Университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для семей с разных уровнем достатка и образования родителей.

Известно,  что  информационная  среда  оказывает  огромное  влияние  на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того, современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей.  Многочисленные  исследования  свидетельствуют  о  том,  что чрезмерное  увлечение  общением  со  средствами  массовой  коммуникации  крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.

В  связи  с  этим  значительно  актуализируется  проблема  развития  медиаграмотности  детей с раннего возраста.

Идеальный случай, если   ребенок растет в семье, в которой  родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают  багажом необходимых педагогических знаний, в этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности  их родителей.

Наша задача помочь родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. 

Ведь  именно родители  являются  первыми  проводниками  ребенка  в  мир  медиа,  и  могут  оказать  ему действенную  помощь  в  отборе,  полноценном  восприятии  медиаинформации, использовании  развивающего  и  образовательного  потенциала  средств  массовой коммуникации.