"Речевая культура ребенка рождается в семье". Консультация для родителей

Подготовила: Мирошникова Т.А.,

воспитатель группы «Белоснежка»

Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Нередко родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви.

Речь некоторых детей насыщена разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной  вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад. Приучайте ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.  Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех. «Волшебное слово» - меткое выражение, известно нашим детям. Но все ли им пользуются?  Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о  «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и  «спасибо», которое ребенок должен  усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы». В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «Вы». Эта устаревшая форма, почти не встречается в наше время. Все зависит от желания старшего поколения. В литературном отношении правильным будет, если дети называют родителей «мама», «папа», не избегая и ласкательных форм: «мамочка», «папочка». А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка». Необходимо посоветовать, своему ребенку, использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» - затем изложить свою  просьбу или  вопрос.

Мы все стремимся  к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши дети вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому  аргументировать  свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

И мы, родители, должны помочь своим детям освоить правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры, речевого общения - только взрослые, и только от них зависит организация содержательного детского общения.

В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит вдругом личность.  Когда  на ребенка кричат, он считает, что его не любят, не считают за человека. Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения.

Развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей!

Памятка для родителей

  1. Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку, дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как говорят его домашние.
  2. Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  3. Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению делать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
  5. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволяет ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.
  6. Следует уделять ребёнку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие, приобщение к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
  7. По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и пожелания.
  9. Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет играть. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное чувство «голода»из-за недостатка знаний.