Самоанализ по теме углубленной работы

Бугаева О.В.

sam_3329

Самоанализ эффективности работы педагога

Тема углублённой работы:

«Духовно-нравственное воспитание через художественную литературу»

Цель:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощение, поступать честно. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Вызывать интерес к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать  творческий потенциал каждого ребёнка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной  педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Актуальность выбора темы связана с тем, что духовно-нравственное воспитание в детском саду является  неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенькой духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное наполнение нравственного опыта, и обращение к духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное развитие и гармоничное формирование личности. В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребёнок.

В моей группе созданы условия для приобщения малышей к истокам родной культуры. Активно развиваю и поддерживаю интерес детей к традициям, обычаем, праздникам русской культуры через организацию непосредственной образовательной деятельности (в соответствии с ФГОС), в которую входят беседы, творческие задания, тематические занятия, фольклорные игры, утренники, посвящённые любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице и т.д.

Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой с детьми (подготовка декораций к театрализованной деятельности, создание подарков к празднику для друзей и родителей, самостоятельная художественная деятельность, беседы, обсуждения), которая  направлена на самореализацию каждого ребёнка, формирование чувства значимости, радости  от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром.

sam_4404

 

Чтобы оставить в душе ребёнка яркие впечатления о происходящих событиях, я использую разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорные игры, музыкальное сопровождение, театрализацию.

 

Непосредственное участие ребёнка в утреннике, посвящённому  православному празднику, даёт возможность соприкоснуться с культурой и духовностью своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание - радость, удивление, восхищение.

Я и дети моей группы активно принимаем участие в православном празднике Пасха. Много лет мы сотрудничаем с Отцом Василием, настоятелем Храма Николая Чудотворца  (п. Николаевка), который приходит к нам каждый год. Дети с ним охотно общаются. Всё это  направлено на формирование основ нравственности у дошколят.

Особое место в группе отводится центру речевой деятельности, где имеется библиотека, в  которой представлены сказки, картинки, детские энциклопедии, раскраски, иллюстрации. Каждый ребёнок  имеет возможность взять понравившуюся книгу. Это даёт возможность осуществлять личностно-ориентированный подход.

sam_4822

В группе есть разные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный.

Детьми обыгрываются прочитанные произведения, что способствует закреплению знаний у детей, полученных  в процессе образовательной деятельности, обогащению социального опыта,  развитию детского творчества.

Наш детский сад сотрудничает с кукольным театром, театром «Больших Кукол», «Арлекино», «Буриме». Ежемесячно мы смотрим спектакли. Дети проникают пониманием и сочувствием к главным героям. Думаю, что, посещая театральные представления, духовный мир детей значительно обогащается и закрепляется художественным словом.

Большое внимание в моей работе уделяется взаимодействию с родителями детей, так как важность семьи неоспорима не только  для отдельной личности, но и для государства в целом. Для  более тесного взаимодействия с родителями  использую как традиционные формы работы (беседы и консультации на темы: «Семейные традиции», «Выходные дни с пользой», «Значение книги в жизни ребёнка» и т.д.), так и иннновационные  (обмен опытом за круглым столом о секретах семейного воспитания "Роль духовно - нравственного воспитания в семье" ).

Также проводила анкетирование родителей на тему: «Актуальность духовно-нравственного воспитания»; «Ребёнок и книга». Родители  очень отзывчивы, охотно участвуют в конкурсах поделок и рисунков: «Как я провёл лето», «Золотая осень», «Осень в Крыму», фото-выставке «Я и моя семья», «Я патриот» и т.д.

Я с удовольствием делюсь своим опытом с коллегами. Являюсь наставником молодого специалиста Натальи Вахрушевой, студентки практикантки из института КИПУ Арабаджиевой Алиме. Участвую в педсоветах, круглых столах, посещаю городские методические объединения. Представила свой опыт работы коллегам на открытом просмотре педагогического процесса с использованием современных педагогических технологий «Интегрированная непосредственная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой в старшей группе».

img_1703

 

Принимаю активное участие в жизни своего родного детского сада «Сказка» (роли на утренниках, выставки, презентации), являюсь членом творческой группы. Веду личную страничку на официальном сайте дошкольного учреждения   доусказка76.рф

Работая над своей темой, я пришла к выводу, что углублённая и содержательная педагогическая деятельность, направленная на ознакомление детей с художественной литературой и на формирование умений выразительной интерпретации  содержания художественного произведения в детской деятельности, способствует качественному становлению и совершенствованию личности.